АБВГДейка, АБВГДейка
Конечно, многие омичи помнят детскую телепередачу «АБВГДейка» из «золотого времени» телевидения СССР. Учимся, играем и творим вместе с любимыми героями! Да что говорить, мальчишки и девчонки в 1970–1980-е годы с нетерпением ждали каждый ее выпуск, всей душой искренне полюбили героев программы: неунывающую Ириску, недотепу Клепу, любознательного Левушкина, наивного Юру и их учительницу Татьяну Кирилловну. Они же в жизни: Ирина Асмус, Виталий Довгань, Валерий Левушкин и Энвар Шамшадинов. Этот легендарный состав клоунов не изменялся шесть лет и успел полюбиться как детям, так и их родителям.
А началось все в 1974 году, когда бывшая главная пионерка страны (Председатель Центрального Совета Всесоюзной пионерской организации имени Ленина), а тогда еще и начальник управления дошкольного воспитания Министерства просвещения СССР Роза Курбатова съездила в США и увидела там легендарную программу «Улица Сезам» и позавидовала американским детям. Ей показалось интересным воплотить эту идею в жизнь на советском телевидении, создав ярких и интересных персонажей. Сегодня купили бы лицензию и все, делов то... Но в СССР импортозамещение было не кампанией, а последовательно реализуемым принципом стратегии развития. Поэтому передачу решили придумывать свою. Татьяна Кирилловна Черняева 50 лет назад пришла в министерство культуры Советского Союза вместе Розой Курбатовой с данной идеей, создать передачу для советских детей, но уже на нашем творческом материале с национальным колоритом СССР. В итоге выпуски всесоюзной передачи стали всесоюзным феноменом, а ребята со всей страны узнавали с героями «АБВГДейки» правила дорожного движения и секреты профессий, учились читать и считать.
Обратились к молодому писателю Эдуарду Успенскому, который к тому времени уже запустил с друзьями как раз успешный "юмористическо-просветительский" проект на радио. Это была знаменитая "Радионяня". Но Успенский, из которого в молодости талант реально бил фонтаном, заявил, что повторять "Радионяню" скучно, а для телевидения СССР у него есть отличная идея! Надо сделать передачу про школу клоунов, которые будут учить буквы. А передачу назвать "АБВГДейка". Пусть Шаинский сочиняет музыку, а то он уже сочинил слова песенки на заставку. В общем, Успенский в рекордные сроки придумал концепцию и написал сценарии первых десяти передач (из них он потом сделает книгу "Школа клоунов"). На передачу поставили молодую, но перспективную журналистку Татьяну Черняеву - бывшую студентку филфака Северо-Осетинского педагогического института, которая сначала перевелась на журфак МГУ, а потом сделала быструю карьеру на Центральном телевидении. Она и стала бессменным редактором, художественным руководителем и ведущей программы - учительницей клоунов Татьяной Кирилловной. Перспективность, кстати, позже зримо подтвердилась - Черняева быстро доросла до должности руководителя редакции детских программ ЦТ, но свою любимую "Татьяну Кирилловну" так и не бросала много лет.
Участники «АБВГДейки» были, наверное, последними клоунами СССР, получившими всесоюзную популярность и узнаваемость. Более опытные Клепа и Ириска - первая профессиональная клоунесса СССР - поначалу переигрывали более молодых коллег, но потом ситуация выправилась. «У нас была очень дружная и слаженная команда, все – цирковые артисты и понимали друг друга с полуслова», – вспоминает Валерий Левушкин. «И это отразилось на результате. Никто не тянул одеяло на себя, все просто делали свое дело – добросовестно и с удовольствием. Передача-то для детей, а они сразу чувствуют фальшь и халтуру». В 1980-е годы программа выходила в 9:30 по субботам.
Нам крупно всем повезло, сегодня с нами в День работника культуры РФ из «золотого состава» клоунов присоединился к работе над данной статьей для всех читателей и зрителей Омского государственного цирка Заслуженный артист РФ ЛЕВУШКИН ВАЛЕРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ. За что мы выражаем ему слова благодарности и признательности за его творчество в детской вселенной «АБВГДейки».
Родился Валерий Левушкин 17 февраля 1954 года в Баку в весьма неординарной семье. «Я цирковой. И мама цирковая, и старший брат цирковой, и мой замечательный дед, актер и режиссер Театра миниатюр Михаил Самойлович Качуринер. Цирковой – не профессия, это диагноз. В «Кащенко» циркового сразу выделяют среди обычных больных». Отец Владимир Левушкин служил во флоте, а мама Валентина была цирковой артисткой. «Моя мама выступала в цирке и бывала во многих городах мира. Мои родители познакомились в Кисловодске, потом поехали в Севастополь, где видимо меня и зачали, и в таком состоянии – в утробе матери я появился в Баку, куда мой отец получил направление для прохождения военной службы. Я появился на свет в родильном отделении Центральной больнице моряков (Каспар), которую тогда называли роддом "Водников".
«Родители разошлись, когда я был ещё совсем маленький. Мама тут же ограничила общение с папой. Да и в военную часть меня не пускали, а в цирк - пожалуйста. С утра до вечера можно было бегать по манежу, конюшням, общаться с животными, смотреть, как артисты рождают и репетируют свои шедевры в коллективе музыкально-эксцентрического ансамбля лилипутов «Джазе лилипутов» впоследствии коллектив назывался «Кино-джаз» созданном моим дедом Михаилом Самойловичем Качуринер, пытаться повторять за ними, осваивать цирковые жанры, на манеж выходил в качестве лилипута в месте с артистами. Да и клоуны всегда перед глазами, на уровне вытянутой руки. Можно подойти и сказать: «Доброе утро, дядя Коля! Или Боря…». И мне всегда ответят: «Привет, малыш». Удивительно, но в те далекие времена, когда я сидел на коленях у знаменитого Эмиля Теодоровича Кио - родоначальника прославленной династии артистов-иллюзионистов, отца братьев Эмиля и Игоря Кио - цирковых магов и волшебников слушал цирковые байки и был в курсе жизни цирковых артистов. Не детство, а мечта ребёнка» - рассказал артист. «Причем в том бессознательном возрасте я искренне думал, что Кио – это название какой-то очень важной должности, как, например – кассир, администратор, униформист, ловитор или бардиан. Впрочем, Бардиан – это тоже, как оказалось, фамилия и весьма важная. Бардиан занимал пост управляющего Союзгосцирком в период моего радостного детства».
Неудивительно, что сам мальчик с малых лет проявлял интерес к цирковому искусству. Его мама любила шутя приговаривать, что Валера сызмальства полюбил цирковое искусство потому, что она не переставала тренироваться даже на самых поздних сроках беременности. Уже в возрасте двух-трёх лет мама брала мальчика на работу в цирк, где он с удовольствием наблюдал за тренировками и выступлениями артистов. Неудивительно, что уже в школе, в возрасте 11 лет, состоялось его первое выступление на сцене. Небольшое – он всего лишь ассистировал матери, но Валерий загорелся цирком и твёрдо решил связать с ним своё будущее. После школы он сразу бежал на работу к матери и деду – там он тренировался, там и делал уроки, обедая впопыхах, и лишь вечером возвращался домой. Дедушка Михаил Самойлович Качуринер сыграл важную роль в жизни внука. Он родился в 1896 году в городе Сумы, в семье ремесленника. Еще будучи учеником городского училища, весьма интересовался театром. Стоило в городе затеять любительский спектакль, как он был готов принять в нем самое деятельное участие. Когда же артист С.Тавридов, участник гастрольных поездок великого трагика П.Орленева, открыл в Сумах театральную студию, М.Качуринер оказался в числе первых, кто в нее вступил. Окончил студию в 1917 году, он служил в театрах Вологды, Вятки, Полтавы, Харькова, встречался с такими известными деятелями сцены, как Е.Любимов-Ланской, Б.Пясецкий, Б.Петкер, Э.Каминка и другими. Ему приходилось играть в спектаклях, которые ставил один из крупнейших русских режиссеров Н.Синельников. Все было бы хорошо, но театрального жалованья явно не хватало. И тогда молодые актеры организовали театр миниатюр, назвав его «Жар-птица». В его состав вошли и известные впоследствии деятели эстрады Б.Ренский и Н.Южин, а М.Качуринер стал в нем ответственным руководителем, совмещая художественное и административное руководство. И вот в одном из городов «Жар-птица» встретилась с театром лилипутов. Театр этот не делал сборов, и маленькие артисты обратились за помощью к своим коллегам. Качуринер, увидевший перспективу развития театра лилипутов, перешел работать в этот коллектив. Так распорядилась судьба, так решили люди, так Валерий Левушкин при поддержке знаменитого деда, гордо перешагнул манеж цирка и стал всесоюзным клоуном «АБВГДейки».
Окончив школу, Валерий устроился в цирк. Работал ассистентом у других артистов. В возрасте 21 года его призвали в армию – он служил в Ансамбле песни и пляски Московского военного округа. После возвращения из армии, в 1977 году, Валерий твёрдо решил реализовать себя, как артист цирка. Творческие искания привели Валеру в Москву, где судьба свела его с Татьяной Черняевой – редактором и художественным руководителем «АБВГДейки», которая как раз переживала из-за того, что первоначальный состав клоунов телепередачи больше не мог сниматься из-за большой загруженности. Познакомившись с Левушкиным, Татьяна, недолго думая, предложила ему роль в телепередаче. Валерий согласился. Каждый сценарий нового выпуска «АБВГДейки» утверждался в Министерстве образования. И никакой импровизации – все строго слово в слово по сценарию. Один выпуск записывался три-четыре дня, а гонорар у артистов был по тем временам хороший - 13 рублей 50 копеек в день. Передача с новым вторым составом артистов полюбилась и малышам, и взрослым. «Со всего Советского Союза письма приходили мешками. Мы просто опускали руки наугад в эти мешки и брали по десять-пятнадцать писем. Мы их выборочно читали, редко отвечали. Самые популярные вопросы от ребят того времени – как уговорить маму взять домой котенка и как стать клоуном», – рассказывает Валерий Левушкин. Но все же самыми популярными в «АБВГДейке» были Ириска и Клепа. Им писем приходило больше всего.
Валерий Левушкин вспоминает: "Ириска с Клёпой – были "моторами" передачи. Все видели фильм "Джокер", герой которого точно как наш Клёпа. Мой персонаж носил мою фамилию, в эфире я бывал практически без грима, и поэтому вся страна знала меня в лицо. И все называли меня Левушкиным, даже имя свое забыл. Таких добрых и познавательных проектов очень не хватает современному телевидению. Конечно, сегодняшние дети такие передачи не воспринимают, все изменилось, мир другой, время другое, у каждого поколения свои интересы".
Левушкин продолжал сниматься в «АБВГДейке» с 1977 по 1984 год. Передача сделала его знаменитым, но он не оставил творческую деятельность за её пределами. Практически сразу после начала съемок он поступил в ГИТИС, на факультет режиссёров эстрады, успешно закончив его в 1981 году. В 1980 году Валерий также основал ансамбль музыкальной эксцентрики и пародии«Бим-Бом», который существует по сегодняшний день. Ансамбль специализируется на пародийных номерах. Бим-Бом достиг успеха не только в России, но и за рубежом: доказательством этому служат частые гастроли коллектива, а также завоеванные награды. В 1991 году, на первом международном конкурсе артистов эстрады, ансамбль завоевал второе место, а в 1997 году в США занял первое место в трёх номинациях в конкурсе сценического искусства. Интересно знать: известные пародисты «ЭКС-ББ» выходцы из ансамбля Левушкина «Бим-Бом». Их название является отсылкой к ансамблю – «Экс-Бим-Бом».
«Пародии «Бим-Бом» были направлены в основном на композиторов. На заимствование, копирование или просто подворовывание мелодий друг у друга. Например, номер объявляли так: «Раймонд Паулс! Ария Кармен из оперы Бизе». А далее звучала песня «Я рисую, я тебя рисую» пополам с арией Кармен из одноимённой оперы Бизе. А исполнитель песни «Як Йола» и «Кармен» отчаянно боролись за первенство исполнения мелодии. Естественно, это были комедийные ситуации. Ну, а ещё мы были первыми, кто сдвинул статичную советскую эстраду с места. Мы стали петь, танцевать, делать акробатические трюки, и всё это одновременно. Конечно, вся советская эстрада ахнула, а через десяток лет начала и сама прыгать и скакать. И это то, что мы видим сейчас» - подчеркнул артист.
Несмотря на возраст Валерию недавно исполнилось 71 год, мастер клоунады не оставил творческую деятельность. Валерий Левушкин продолжает быть художественным руководителем своего любимого детища «Бим-Бом», кроме того, активно занимается режиссерской и продюсерской деятельностью в сфере театральных постановок и эстрадных выступлений. За 20 лет коллектив дал более 10000 представлений. Ансамбль в 1985 году стал лауреатом Всесоюзного конкурса артистов цирка на сцене. В 1991-м взяли серебряный приз на первом Всемирном конкурсе артистов варьете (эстрады) в Штутгарте (Германия) за режиссуру и постановку номера «Гулаг-ревю». В 1993-м стали лауреатом первого Всероссийского конкурса режиссёров эстрады в Москве. В 1997-м стал обладателем двух золотых и одной серебряной медалей как автор, режиссёр и постановщик номеров для коллектива «Бим-Бом» на первом чемпионате мира по сценическим искусствам в США, Лос-Анжелес (проводимого Всемирной Ассоциацией талантов и развлечений совместно с Международной Ассоциацией Зрелищ). Театр «Бим-Бом» стал обладателем звания абсолютного чемпиона мира. «Бим-Бом» получил золотые медали в трех номинациях (танц-вокал, танц- акробат, оригинальный танец). Историю любимого детища «Бим-Бом», приключения артистов на гастролях Валерий Левушкин подробно описал в своей книге «Бим-Бом - дурдом». Книга Валерия Левушкина – своеобразный коктейль гротеска с эксцентрикой при обильном присутствии реалистических зарисовок, приправленных авантюрным восприятием всего существующего и происходящего вокруг автора. Интерес к книге просыпается с первых строк и ощущение времени СССР не покидает читателя до самой последней страницы. Прочтите книгу и вернитесь в те годы, когда не было продуктов в магазине, но были люди творческие, яркие и честные во всем, эпоху которую мы уже потеряли, но не забыли и это самое ценное – воспоминания нашего детства из СССР.
Актер отметил, что очень соскучился по Баку - родному для него городу. «В Москве у меня много друзей из Баку, и когда мне надо всегда говорю, что я – бакинец. Бываю с друзьями в азербайджанских ресторанах, очень люблю плов с кишмишем и поджарку (газмаг), хаш. Баку в моих воспоминаниях – очень красивый и интернациональный город, который даже в советские годы кипел активной жизнью все 24 часа в сутки. Помню, как засиживались до поздней ночи в ресторанах, а в шесть утра шли есть хаш. А какая потрясающая панорама была ночного Баку! Вся в огнях! Все, кто побывал в Баку, рассказывают, как этот город фантастически изменился, стал намного ярче и красивее. Я это вижу по фотографиям и восхищаюсь, но очень хотелось бы все увидеть воочию. По телевизору однажды увидел панораму вечернего Баку с фестиваля "Жара" и дар речи потерял.
В середине артист 2000-х снялся в нескольких фильмах, но предпочитает вести уединённый и довольно скрытный образ жизни – редко даёт интервью, не мелькает на фотографиях, и даже на исполнение поставленных им самим номеров предпочитает смотреть на экране, а не вживую. Из-за столь закрытого образа жизни до сих пор точно неизвестно, есть ли у артиста семья – сам Валерий уклончиво отвечает на любые вопросы, касающиеся его личной жизни. Валерий Владимирович Левушкин, заслуженный артист Российской Федерации, доцент и режиссёр цирка и шоу-программ. Его работа в кино заслуживает особого внимания. Валерий Владимирович снимался в таких фильмах, как «Звёздная ночь в Камергерском», «Спасатель», «Как уходили кумиры», «Что такое Ералаш?» и «Андрей Краско. Непохожий на артиста».
Жизнерадостная, веселая, яркая, а еще смелая, отважная, талантливая - такой была актриса Ирина Асмус (Ириска), которая трагически погибла 15 марта 1986 года. На арене Гомельского цирка при подъёме на шейной петле под купол цирка сломался механизм машинки вращения для виса в зубах ("зубник"), что привело к падению с восьмиметровой высоты и смерти на глазах зрителей. Ей было всего 45 лет.
Заслуженный артист России Виталий Довгань (Клёпа) - скончался на 73 году жизни 20 марта 2015 года. Выступал в трио музыкальных эксцентриков "Толдоновы" в Московском цирке. После "АБВГДейки" занимался режиссёрской работой во Всесоюзной дирекции по подготовке новых цирковых номеров, аттракционов и программ (Центр циркового искусства). Подготовил плеяду известных клоунов. Был режиссёром-постановщиком большого количества цирковых номеров.
Энверу Шамшадинову (Юра) - сейчас в 2025г. будет 71 год. Он выступал в клоунской группе народного артиста СССР Михаила Румянцева (Карандаш). Как соло-ковёрный под псевдонимом Эрик выступал во всех крупных городах СССР и за рубежом. В период с 2010 по 2011 год с Энвером выступал его сын Руслан, в качестве партнёра в репризах. Энвар Шамшадинов является автором исполняемых реприз. В 2012 году с ковёрным Андреем Коробовым он основал клоунский дуэт Clowns-Dike, впоследствии переименованный в "Ля-ля", в составе которого выступает до сих пор.
Татьяне Черняевой - сейчас 82 года. Она заслуженный работник культуры, член Академии российского телевидения, жюри Российской национальной телевизионной премии "ТЭФИ" и Координационного совета Профсоюза работников телевидения России. Как ведущая "АБВГДейки" Черняева совмещала эту работу с должностью руководителя редакции детских программ. Считает свою передачу едва ли не единственной неполитизированной программой советского телевидения. Для большинства телезрителей она по-прежнему просто Татьяна Кирилловна из "АБВГДейки". Черняева была ведущей детских программ на телеканалах РТР и ТВ Центр. Всю свою творческую жизнь на телевидении Татьяна Кирилловна занимается проблемами детства и вопросами педагогики. 25 января 2020 года на официальном YouTube-канале программы её художественный руководитель Татьяна Черняева вместе с героями передачи сообщила о её закрытии: «Сегодня мы говорим всем, кто принимал участие в создании программы за 45 лет, искреннее спасибо. Нам было комфортно и надёжно работать на телеканале «ТВ Центр», который стал нам родным. Благодарим за эти 20 лет совместной работы. К сожалению, сейчас мы вынуждены остановиться с производством программы по причине финансовых трудностей».
Уже больше пяти лет программа «АБВГДейке» не выходит на телевидении, перебравшись в Youtube, где у нее 150 миллионов просмотров, но уже с новыми героями. Что касается Татьяны Кирилловны (которую играла Татьяна Черняева), то сейчас она оббивает пороги высоких кабинетов, чтобы легендарное шоу вернулось в эфир. При этом, продюсер считает, что нельзя ограничиваться только телевидением и нужно развиваться в социальных сетях, давая детям возможность выбора, где смотреть легендарную передачу. В 2017 году программа получила премию ТЭФИ в номинации «Программа для детей и юношества».
Итоговым жизненным выводом стало высказывание артиста: «Сказал бы, что грамота жизни состоит не только из сложения букв в слова, а слов в предложения. Надеюсь, что предложения уже сложены в романы, повести и рассказы своей жизни. И жизнь складывается у всех счастливо - от А до Я. Искренне на это надеюсь».
Зная, что в апреле 2025г. на манеже Омского государственного цирка будет проходить Открытый фестиваль детских цирковых коллективов «Весёлая арена» артист от всего сердца хотел пожелать юным участникам, родителям и тренерам, педагогам.
«Благодаря ставшему традиционным детскому цирковому фестивалю город Омск уверенно вошел в число цирковых столиц России. И сегодня ведущие мастера манежа, признанные деятели искусства с радостью откликаются на предложение принять участие в любимом празднике омичей и Сибиряков. Язык искусства не имеет национальности, а радость общения с коллегами снимает все границы. Фестиваль стал визитной карточкой региона, одним из самых значимых событий в культурной жизни Сибирского федерального округа, позволяющим всем нам знакомиться с лучшими достижениями циркового искусства юных артистов. Добрые традиции надо поддерживать и укреплять. Я признателен органам власти Омской области и г.Омска, организаторам фестиваля и директору Омского государственного цирка Виталию Викторовичу Доля за понимание и поддержку Открытого фестиваля детских цирковых коллективов «Весёлая арена». От всей души желаю участникам фестиваля «Весёлая арена» новых профессиональных высот и побед, а зрителям – ярких впечатлений и добрых надежд! Ваш преданный и любящий клоун «АБВГДейка» заслуженный артист Российской Федерации Валерий Левушкин».
Материал к публикации на основе информации открытых источников подготовил Андрей Ахрамович