К 165-летию основателя Омского цирка купца Петра Кузьмича Сичкарева: Нити судьбы или чайные беседы о Цирке! Купец-гуманист - «Нет пророка в своем отечестве…»
Купечество – одно из сословий Российского государства 18-20 веков и являлось третьим после дворянства и духовенства сословием. Религия играла очень важную роль в жизни купцов и сильно влияла на их жизненный уклад. Большинство купеческих семей в России принадлежали к православному вероисповеданию, и духовные ценности были неотъемлемой частью их жизни. На основе вероучения купцы строили свои отношения с окружающим миром. Купец должен был соблюдать все христианские заповеди, которые обязывают человека следовать моральным нормам и этическим принципам поведения, ставить благо всех людей выше своих материальных интересов. Также религия оказывала влияние на бизнес купцов. Они, как правило, вводили в свои предприятия службу, которая занималась благотворительными делами. Более того, купцы должны были проводить свои коммерческие операции по справедливости. Этот этический аспект бизнеса помогал купцам сохранять высокий социальный статус в обществе и считаться его уважаемыми участниками.
Первый в Сибири стационарный цирк появился в 1868 году в Иркутске. Скромное деревянное здание построил итальянский импресарио по фамилии Сулье. В 1885-м строится еще один аналогичный по архитектурным «изыскам» того времени, цирк-зверинец. Сказались и дефицит в городе других развлечений, и география – прочные торговые связи с Китаем. Частыми гостями в иркутских цирках были именно китайские артисты. В 1897 году в Царской России открылся временный цирк в Красноярске.
А год спустя, в 1898-м, решение об обязании возведения первого циркового здания цирка-театра в Омске принимает 19 октября Омская Городская Дума под предводительством городского головы Н.Н. Остапенко. А инициатором сего «коммерческого проекта» стал весьма неординарный человек, оставивший заметный след в истории Омского цирка, – содержатель доходных домов, сын чиновника, Петр Кузьмич Сичкарев. Многие предупреждали купца о рискованности организации данного проекта в г. Омске, но были и люди поддерживающие «новое дело» и просили за строительство театра-цирка. Омское драматическое общество в лице директора М.Г. Бека нашло живое участие в ходатайстве о поддержке данного начинания пред Омской Городской Думой – «просит уважить его просьбу на самых льготных условиях о выделении земельного участка под строительство цирка-театра в Любиной рощи, хоть дело не сулит больших выгод и что с постройкой он может лишиться казенного процента на затраченный капитал».
Поддержал идею выделения земельного участка и строительства цирка в г.Омске и депутат от духовного ведомства священник отец Алексий Серебрянников, батюшка сделавший не мало для Омска не только в духовном наставничестве, но и в своеобразном заступничестве перед властями. Прошения и поддержка священника и его дела правильные, воплотились в жизни, с благословения батюшки появилось здание цирка-театра П.К.Сичкарева и Омская Госпитальная церковь, построенная при военном госпитале - Скорбященская и Церковь во имя иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость. Священником в этом храме с 1888 года был Алексей Васильевич Серебренников, 1847 года рождения, окончивший Тобольскую Духовную семинарию – благочинный Омских военно-неподвижных церквей с 13 июля 1904 г., законоучитель в механико-техническом училище и ремесленной школе при нем, в двух приходских школах. К 1914 году он был награжден камилавкой, наперсным крестом от Святейшего синода и орденом Святой Анны 3 степени. П.К.Сичкарев состоял секретарем Правления Общества хоругвеносцев при Омском кафедральном соборе. 7 января 1897 омским купцом первой гильдии С.С.Волковым было учреждено общество Хоругвеносцев при Успенском кафедральном соборе, в составе 40 чел. (Омские епархиальные ведомости. 1901. №2). Общество хоругвеносцев пожертвовало Успенскому собору несколько богатых хоругвей и средства для устройства церковно-приходской школы при храме. В 1912-м году в нем состояли Августейший покровитель и Почетный член Общества император Николай II и великий князь Константин Константинович. Членами Правления состояли: ключарь и протоиерей кафедрального собора Вадим Ястребов и Александр Соловьев, благочинный омских городских церквей Михаил Орлов, священник Николай Никольский; омские купцы и другие лица.
Религия также оказывала влияние на бытовой уклад купцов. Для многих индивидуальность человека была измерена не его благосостоянием, а скорее его верой и моральными качествами. К тому же, религия защищала семью и материнский дом купца, которые были высоко оценены в обществе. Без благословения священника не начиналось ни одно мало-мальски важное дело. А без родительского благословения не обходились дети. Что уж говорить о больших начинаниях и дальних поездках? Для таких событий священника приглашали в дом, чтобы он отслужил молебен. Ведь, дальняя дорога часто была очень рискованным предприятием, в котором был риск не только потерять товар, но и проститься с жизнью. Такой уклад держал в порядке все дела семейные и трудовые, был основой честных и открытых отношений с домочадцами и партнёрами. Таким образом, религия имела большое значение в жизни купцов. Она определяла их поведение в бизнес-сфере, отношения к другим людям и социальный статус в обществе. Провинциальное купечество внесло большой вклад и в развитие русской культуры и город Омск тому прямое подтверждение.
В 1872 году по предложению военного генерала от инфантерии Г.А. Колпаковского в уездах Акмолинской области и в Омске была открыта подписка на устройство постоянного театра, так как Городская Дума средств на это не отпускала. В 1873 году было собрано две тысячи рублей. В комиссию по строительству вошли чиновники, виднейший омский купец Быков, арендатор городской рощи, где было решено строить театр, и архитектор Э.И.Эзет. В мае 1874 года по проекту Эзета было выстроено первое (деревянное) здание театра, в котором начала работу первая профессиональная актерская труппа. Омский академический театр драмы – старейший театр города Омска, основан в 1874 году. Нынешнее театральное здание построено в 1905 году по проекту гражданского инженера, а в последствии городского архитектора Иллиодора Хворинова. В 1882 году по образовании Степного генерал-губернаторства Г.А. Колпаковский был назначен первым степным генерал-губернатором и командующим войсками Омского военного округа. 30 августа 1885 года был произведён в полные генералы - один из очень немногих полных генералов в российской истории (подобно Багратиону), не имевший специального военного образования и дослужившийся до такого чина начиная с рядового. Имел все российские ордена до ордена Св. Александра Невского с бриллиантами включительно. Омский драматический – театр с богатой историей и традициями, но без купеческой «твердой руки» и «военной смекалки» в его становлении не обошлось.
Частная жизнь купцов в 19 веке оставалась островком старинной старозаветной жизни, где все новое воспринималось, минимум подозрительно, а традиции исполнялись и считались незыблемым, что должно выполняться из поколения в поколение неукоснительно. Конечно, для развития бизнеса купцы не чурались светских развлечений и посещали театры, цирки, выставки, рестораны, где завязывались новые нужные для развития дела знакомства. Но вернувшись с такого мероприятия, купец менял модный смокинг на рубаху и полосатые штаны и в окружение своего многочисленного семейства садился пить чай около огромного медного начищенного самовара. Отличительной чертой купечества была набожность. Церковь была обязательной для посещения, пропускать службы считалось грехом. Также важно было и молиться дома. Купеческий дом отличался от дворянского количеством икон и разношёрстным убранством: малиновые стены в гостиных, обилие картинок и безделушек вперемешку с дорогими предметами мебели. В купеческой семье день начинался и заканчивался молитвой, строго соблюдались посты. Постились даже дети с двухлетнего возраста: два поста пропускали, а третий держали.
Конечно же, религиозность тесно переплеталась с благотворительностью – помощь различным монастырям, соборам и церквям больше всего оказывали именно купцы. Бережливость в быту, доходящая иногда до крайней скупости – одна из отличительных черт в жизни купцов. Расходы на торговлю были обыденными, а вот тратить лишнее на собственные нужды считалось совсем лишним и даже греховным. Было вполне нормальным, когда младшие члены семьи донашивали одежду за старшими. И такую экономию мы можем наблюдать во всем – и в содержании дома, и в скромности стола. Припасы в купеческом доме заготавливали сами - погреба были заставлены соленьями до потолка. Но что интересно, люди, которые могли себе позволить питаться исключительно устрицами и иноземными ананасами, а также изысками любых иностранных кухонь, их... игнорировали. Напротив, любой уважающий себя купец во всем ратовал за все русское, и в кулинарных предпочтениях его значились многочисленные блюда отечественной кухни. Накрывали стол не менее богато, чем дворяне, но блюда были русскими: пироги, каши, индюшки с грецкими орехами, цельные молочные поросята и телятина, вскормленная молоком. Маломеров купцы не любили. На купеческом столе не приживались сервизы, вся посуда была разномастная.
Купец не всегда возвращался домой к обеду, поэтому вся семья собиралась за столом вечером, около восьми часов. После плотного ужина с жирными блюдами все домашние долго пили чай вприкуску с сахаром или вареньем. Семейная жизнь купцов в XIX веке начиналась с участия свахи. Приданое невесты тщательно пересчитывали. Брак заключали после смотрин: жених присматривался к купеческой дочке в публичном месте, а потом приходил с личным визитом и просил её руки. Купеческие жёны жили праздно и почти не занимались хозяйством - только принимали гостей или устраивали выезды. Детей отдавали на воспитание нянькам, а в образовании полагались на церковь. Даже в конце века только немногие купеческие дети обучались в гимназиях и университетах. Семейная иерархия соблюдалась строго, детей воспитывали тычками и подзатыльниками. Большая семья у купцов - это производственная необходимость или традиция крестьянского прошлого. Возраст купеческих сыновей и дочерей не имел значения – они могли иметь своих детей и даже внуков, но без самостоятельного объявления капитала имели статус ниже, чем глава семьи. В финале были слова - «никогда не скучайте!». Поскольку Петр Кузьмич Сичкарев был относительно крупным предпринимателем (купцом второй гильдии) и имел 6 детей, он имел несколько зданий, и использовал их как доходные дома (сдавал в аренду). Наличие большого количества жилья, явно превышающее потребности семьи, свидетельствует о том, что жилые помещения использовались в коммерческих целях. Купцы считали, что в праве прокутить деньги, «заработанные собственным горбом». Амбициозные купцы стремились дотянуться до дворян по уровню жизни и образования и вкладывали свои капиталы в развитие искусства и наук.
Интерьер купеческого жилища конца XVIII–XIX вв. в г. Омске представлял пеструю смесь традиционных, исконно русских, уходящих корнями в крестьянский быт предметов обстановки и некоторых переработанных и усвоенных западноевропейских образцов. Многочисленные сундуки, короба, лари, ящики, как и прежде, употреблялись для хранения всевозможного скарба. Кроме этого, в описях купеческого имущества содержатся сведения о шкафах разной формы и размеров, комодах, лавках, кроватях, стульях. По-прежнему сохранялась встроенная мебель, размеры и форма которой подгонялись к месту, на котором должен был стоять предмет. Чаще всего упоминаются поставцы, шкафы, вделанные в стены, лавки-скамьи. Лавки продолжали служить спальными местами, т. к. кроватей в доме или вообще не было, или была одна, редко – две. Для многолюдных купеческих семей этого было явно недостаточно. Кровать как относительно редкий элемент обстановки являлась предметом определенной гордости. Так, в описи имущества купца Петра Сичкарева упоминалась кровать «на железных винтах».
Набор постельных принадлежностей был многообразнее. В зажиточных домах спали на перинах, набитых пухом и перьями. Одеяла подбивались мехом (обычно заячьим или простой овчиной, встречались и беличьи). Для теплого времени служили одеяла «холодные ситцевые». В первой половине XIX в. в отношении постельного белья стало применяться понятие «гарнитур»: «гарнитурное одеяло шелковое, простыня гарнитурная шитая с золотой сеткой».
Европейские новинки домашнего быта – картины, зеркала, часы – встречаются со второй половины XVIII в. и также являются предметом особой гордости. Эти вещи не имели прямого хозяйственного назначения, но повышали престиж владельца в глазах окружающих. Картин могло быть довольно много. В описях имущества упоминаются по 20-35 картин, как в рамах, так и просто «на холсте». Их развешивали в парадных комнатах (залах и гостиных). В простенках между окнами помещали зеркала. Обычно в доме находилось одно - два зеркала, но могло быть и четыре-пять, причем, больших размеров (длиной в аршин и аршин с четвертью). Часы – как правило, железные в деревянном корпусе – были большой редкостью. Они имели не только функциональное значение, но и являлись элементом декора, а также свидетельствовали о богатстве владельца. Удовольствие это было дорогое. Часы в доме, например, купца Петра Сичкарева были оценены в 127 руб.
Наиболее многочисленным предметом интерьера были стулья. Часто они обивались кожей и расставлялись вдоль стен. Стулья, как и картины, часы, были элементами «престижной» обстановки. К середине XIX в. у состоятельных купцов сформировался примерный набор парадной мебели: диван с преддиванным столом и креслами, тумбы для ваз, бюстов и канделябров, ломберные столы, ковры на полу. Все предметы роскоши того времени приобретались в магазинах Торгового дома «Вогау и Ко» - одного из самых крупнейших в России систем акционерных торговых, промышленных, финансовых предприятий (или холдинга, как мы сказали бы сегодня).
Учредителем торгового дома «Вогау и Ко» в 1859 г. был житель Германии Максимилианом фон Вогау. В 1827 г. в возрасте 20 лет он переехал в Россию, где принял российское подданство и стал крупным предпринимателем, имел свои склады-магазины по всей стране и торговал сахаром, чаем, строительными материалами, красителями для тканей. 50 миллионов золотых рублей, - таким капиталом располагал в 1914 году торговый дом "Вогау и Ко" - крупнейший в России. Вогау входили в десятку самых богатых семейств России. После 1917 года все было потеряно.
Обязательным элементом интерьера купеческого дома являлись иконы. Здесь не ставится вопрос о набожности и вере купечества. Следует лишь отметить, что количество икон могло доходить до десятка и более. Иконы были не только предметами культа, но и являлись удобным вложением капитала. Неоднократно упоминаются иконы «в разных украшениях», «в серебряном окладе и с вкладным серебряным крестом».
Набор посуды в купеческих домах примерно одинаков: тарелки, блюда, стаканы, бокалы, сковороды, кастрюли, кувшины, ковши, подносы, солонки, молочники и т. д. Обращает на себя внимание наличие кофейников, чайников, чайных и кофейных чашек. Эти предметы становятся необходимыми, т. к. чай и кофе превращаются не просто в часто употребляемые, но и престижные напитки. Исследователи неоднократно отмечали особую любовь купеческого сословия к чаепитию: «Удовольствие это было дорогим для того времени, и в чаепитии выражалось отличие купцов от простых граждан и крестьян». «По-купецки чай пьет, да не по-купецки расплачивается».
Описывались случаи, когда выпивалось до сорока стаканов чая в день. Во время чаепития предлагались булки, пряники, варенье, молоко. Приглашение «испить чаю» было обязательным при приеме гостей. Судя по количеству чайных приборов, омские предприниматели чаем увлекались. В кухонной утвари купца Петра Сичкарева, помимо 18 серебряных столовых ложек, серебряных бокалов, молочников и подносов, упомянуто и 6 чайников (4 медных и 2 серебряных). Как и мебель, это была парадная посуда. Наряду с серебряными столовыми приборами встречаются и деревянные, и оловянные ложки; деревянные, оловянные и глиняные чашки; деревянные блюда и тарелки. Следует добавить, что за каждую чашку с отбитой ручкой или треснувший бокал когда-то были уплачены деньги, и просто выбросить их купцы не могли. Наличие большого количества ювелирных украшений также было социальной маркировкой. Наряд, внешний вид купчихи служили своеобразной витриной, демонстрировавшей богатство семьи. Сичкарев Петр Кузьмич и его супруга Сичкарева Анастасия Павловна в этом замечены не были, были людьми скромными и не завистливыми. Интересный исторический факт в архивном фонде Государственного банка Российского правительства адмирала А.В.Колчака храниться два личных дела служащих банка дочерей почетного гражданина Ольги Петровны Сичкаревой (1901 г.р.) и мещанки Антонины Петровны Сичкаревой (1902 г.р.). Работа в банке в то время была сопряжена с хранением в Омске - почти 497 тонн золота на общую сумму 651 532 117 рублей 86 копеек, эта сумма была названа по итогам ревизии, проведенной в мае 1919 года в Омске. Летом 1919 года в здании Государственного банка в Омске Колчак устроил выставку золотого запаса и редких драгоценных предметов для иностранных дипломатов, чинов высшего командования союзными войсками и представителей прессы, чтобы наглядно продемонстрировать финансовую состоятельность и платежеспособность своего правительства. В организации выставки принимали непосредственное участие дочери П.К. Сичкарева – Ольга и Антонина.
Большая часть золота была утрачена, а точнее - потрачена самим Колчаком еще в Омске. В этом нет ничего удивительного: адмирал частями продавал золото за границу, чтобы покупать вооружение, амуницию и продовольствие для своей армии. Историки утверждают, что таким образом за рубеж утекло золота на сумму 190 млн 899 тыс. 651 рубль 50 копеек. Но где остальное - почти 45 млн рублей? Так тесно переплетаются исторические факты, люди и события в те не спокойные годы. В Омске белые продержались до поздней осени 1919 года. 12 ноября Колчак покинул город, а вместе с ним и его «золотой эшелон».
На пути следования к Иркутску произошло ЧП. Во время стоянки на станции Тыреть и.о. директора Государственного банка Николай Казановский обнаружил сорванные пломбы на одном из вагонов с золотом. Спешно созванная комиссия установила, что где-то на перегоне между станциями Зима и Тыреть похищено 13 ящиков с золотом на сумму в 780 тыс. рублей. Так и «худел золотой запас России», но эта совсем другая история. Зафиксирован факт потери одного мешка с золотыми монетами на 60 тыс. рублей, «потерянный с телеги» еще в Омске 31 октября 1919 года при перевозке из кладовых на вокзал. Это всего лишь исторические вехи и кто кому должен так и остается загадкой!
Причудам купцов не было конца, например, на страсти купцов к ученым животным. Речь шла не о цирковых собаках, умеющих считать, или кошках, выполняющих хитрые трюки, нет. Широкая душа купечества просила экзотики. Так, один из богатейших людей того времени Хлудов завел себе не абы кого, а тигрицу. Другие купцы, победнее, не смогли удержаться, чтобы не поквитаться с ним, и купили для этого ученую свинью у хитрого клоуна Танти-Бедини.
В те годы в цирке блистал клоун Танти-Бедини , который выступал вместе со своей ученой свиньей. Пышнотелая артистка с пятачком собирала полные залы, публика восхищалась, а газеты писали: "Уж тут капут всякому театру. Зачем смотреть на какую-нибудь драму или комедию, когда можно за те же деньги видеть ученую свинью!" А посмотреть было на что: хрюшка Танти-Бедини умела вальсировать, прыгать через барьер, стрелять из револьвера и, по заказу публики, "умела находить носом буквы, расположенные по полу арены, чтоб из них составлялось нужное слово". Беда подкралась откуда не ждали.
Два известных в городе купца, подвыпив и пресытившись всеми доступными яствами, решили купить у Танти его свинью, чтобы зажарить и съесть. С Танти-Бедини торговались долго. К слову, деньги циркачу как раз были нужны до зарезу. На алименты, и в итоге, сошлись на умопомрачительной сумме в 2 тысячи рублей, а в некоторых источниках фигурируют даже заоблачные 3 тысячи рублей. Это при том, что средняя зарплата в то время составляла 30 рублей в месяц, стоимость гуся на рынке 30 копеек, утки - 20 копеек, кофе - 1 рубль 50 копеек за фунт, чая - 1 рубль за фунт, кусковой сахар рафинад отборный 1 килограмм - 60 копеек, конфеты шоколадные 1 килограмм – 3 рубля, икра красная соленая 1 килограмм – 2 рубля 50 копеек, хорошая дойная корова – от 60 рублей, лошадь рабочая от 50-70 рублей, старая кляча на колбасу – 20 рублей и свинья – 18 рублей. На пир пригласили и самого Танти. Правда, со свиньей произошел конфуз. В. Гиляровский писал: «ужин состоял главным образом из свинины, приготовленной в разных видах. Когда все перепились, инициатор говорит речь и заявляет, что с сегодняшнего вечера все присутствовавшие на обеде будут самыми умными в городе, так как они "съели ученую свинью!» После чего ее почтили вставанием. А через день на манеже цирка вновь появился клоун Танти-Бедини со своей учёной свиньёй. Хитрый артист подсунул неискушенным хрюшку простую и совершенно необразованную - обычную свинку которую купил на местном рынке. Зато друзья-закадыки купцы на своей шкуре убедились в поговорке "подложить свинью".
В купеческих домах Омска не раз находили клад. В Омске, как известно, каждый десятый житель был купцом. Поэтому до сих пор в нашем городе говорят о тайниках, кладах и сокровищах. В некоторых омских домах, действительно, были тайники. В самом Омске найден клад «дома Кабалкиных» (1980 г.) и «Зубаревский» клад золотых монет царской чеканки всего 164, достоинством 7, 10 и 15 рублей (1964 г.). Снесённый дом купца Елизарова открыл целое ведро с золотыми и серебряными монетами царской чеканки. Сейчас этот клад находится в музее имени Врубеля. Часть спрятанных богатств в Омской области уже досталась удачливым кладоискателям, но далеко не все сокровища еще найдены... Например, до сих пор где-то лежат сокровища купчихи первой гильдии Марии Александровны Шаниной, клад купца Галкина. У семьи купца второй гильдии Петра Кузьмича и его супруги Анастасия Павловна возможно были сбережения и драгоценности, оставленные на «черный день», но история об этом также умалчивает, хранит тайну. Главное наследие для нас подаренное их семьей – это первый Омский цирк, и славная цирковая жизнь длиною в 127 лет, а это дорогого стоит.
Использованы архивные фотографии старого Омска и фотографии О.Дёмина
Материал подготовила праправнучка купца основателя Омского цирка П.К. Сичкарева - Анастасия Макарова и Андрей Ахрамович
- Главная
- »
- Жизнь Омского цирка
- »
- К 165-летию основателя Омского цирка купца Петра Кузьмича Сичкарева: Нити судьбы или чайные беседы о Цирке! Купец-гуманист - «Нет пророка в своем отечестве…»