На цыпочках по небу: Уникальный номер ''Эквилибристы на переходной лестнице''
В мире цирка есть номера, которые заставляют нас зрителей затаить дыхание. Один из таких номеров - эквилибр на переходной лестнице. Эквилибристы на переходной лестнице под руководством Андрея Воложанина, неоспоримо самый красивый номер в современном цирке России, в котором артисты делают невероятно яркие и сложные трюки! Редкий цирковой жанр в виртуозном исполнении талантливых цирковых гимнастов.

Одна из особенностей организма человека - врожденное чувство равновесия. Человек ощущает это на каждом шагу. Идет ли по улице, катается ли на коньках, перебирается ли по доске через лужу - он постоянно балансирует. Это настолько привычно, что даже не замечается. Органы равновесия чутко реагируют на малейшее изменение положения тела в пространстве. Виртуозное умение человека удерживать равновесие в необычном положении стало одной из зрелищных форм, получив название эквилибристики (от латин. «aequilib- ris» - находящийся в равновесии). Еще гистрионы - бродячие артисты Средневековья - включали в свои выступления упражнения, в которых надо было удерживать равновесие на бутылках, бокалах, на ножках стула, на канате и стоя на руках. Городские забавники-гистрионы существовали у всех народов Европы: во Франции их называли жонглерами; в Германии - шпильманами; в Англии - менестрелями; в Италии по старинному обычаю - мимами; в Польше - франтами; в России - скоморохами. Гистрион был одновременно гимнастом, акробатом, жонглером, дрессировщиком, плясуном, музыкантом, певцом, сказителем и актером. Он умел показывать удивительные фокусы, ходил на руках, прыгал через кольцо, делал в воздухе сальто, балансировал на канате, жонглировал ножами, шарами, горящими факелами, глотал зажженную паклю и шпагу. И тут же мог плясать - один или с партнершей, сыграть на дудке или виоле, пропеть веселую песенку, аккомпанируя себе на барабане, показать номер с обезьянкой или медведем и разыграть с ними комическую сценку. Во всем это проявлялась не только талантливость гистриона, но и специфические особенности его искусства - все виды зрелищных искусств как бы воплощались в одном лице. Популярность гистрионов в средневековом городе была очень велика. Они были везде желанными гостями: в шумных харчевнях, на базарной площади, в ограде церковных дворов, во дворцах князей и епископов. Гистрионы были выразителями мирского духа, в их веселых дерзких песнях, в их пародийных сценках проявлялось народное бунтарство. Особенно ярко это выражалось в деятельности вагантов. Гистрионы объединялись в союзы (например "Братство жонглеров" в Аррасе), из которых впоследствии стали создаваться кружки актеров-любителей. С ростом городской культуры широкий размах получило самодеятельное движение, которое подхватило опыт гистрионов и развило его. В 14 и 15 веках искусство гистрионов было уже пройденным этапом, но оно оставило в жизни театра, эстрады и цирка глубокий след. Гистрионы подготовили искусство фарсовых актеров и актеров профессиональной комедии Дель Арте. В России скоморохи балансировали шест с человеком на верху, такая традиция закрепилась на ярмарках. В первых стационарных цирках такие упражнения приобрели несколько разновидностей. Развитие жанра пошло по пути профессиональной специализации и усложнения трюков на отдельных снарядах. Появились номера канатоходцев, балансеров на лестнице, на трапеции (штейн-трапе), на шарах, на проволоке, на пирамидах из стульев и столов. Демонстрация равновесия на манеже имеет специфически цирковую форму - она носит трюковый характер.

Эквилибристика - сложное искусство, требующее предельной точности и чувства равновесия, доведенного до виртуозности. Малейшее замедление реакции исполнителя - и равновесие нарушено. Поэтому в эквилибристике каждый трюк, каждый прием балансирования доводится до филигранной отделки. Работа эквилибриста - это непрерывная, незаметная для зрителя напряженная борьба за сохранение «мертвой точки» (не случайно для рекламирования номера балансеров употреблялось название «Люди мертвой точки»). Конечно, понятие «мертвая точка» весьма условно, ибо снаряд и партнер-верхний, находящийся на нем, всегда пребывают в колебании. Умение балансировать как раз и заключается в том, чтобы не допустить отклонения дальше критической точки, чтобы удержать балансируемый объект (или самого себя) в заданном положении. Номера эквилибристики исполняются только с реквизитом или на снарядах. При этом приемы балансирования на канате отличаются от приемов, используемых в эквилибристике на шаре, а балансирование перша на лбу требует иных навыков, нежели сохранение равновесия на штейн-трапе. Эквилибристы на переходной лестнице под руководством Андрея Воложанина виртуозно овладели, познав секреты мастерства именно эквилибр на переходной лестнице, т. е. на такой лестнице, которая укреплена вертикально на площадке с помощью растяжек. Иногда лестницы устанавливаются в два яруса - одна над другой или в форме стремянки; на переходных лестницах эквилибристы работают парой - верхний и нижний; основные трюки верхнего - стойки на руках, на голове и на одной руке в различных комбинациях с нижним.

В зависимости от задачи, выполняемой артистом в номере, разнятся и условия, в которых он действует. Нижний в одних видах эквилибристики балансирует верхнего (или снаряд с верхним на вершине), стоя на твердой опоре (на манеже, на пьедестале); в других - на неустойчивой опоре (на шаре, катушках, проволоке); в третьих - находится в движении (на переходной лестнице, на вольностоящих лесенках, на велосипеде). Таково положение эквилибриста-нижнего. Верхний же - стоит ли он на голове нижнего, или исполняет стойку на голове на перше, или венчает пирамиду на плечах канатоходца- нижнего - всегда находится на неустойчивой опоре. Отдельные элементы эквилибристики, так же как и элементы акробатики, используются во многих жанрах, и если акробату необходимо развитое чувство баланса, то эквилибрист должен владеть приемами и элементами акробатики.

Эквилибристика по видовым признакам, формам и приемам исполнения подразделяется на ручной эквилибр (стоечники), эквилибристику с першами и лестницами, эквилибристику на переходной лестнице, эквилибристику на вольностоящих лестницах, эквилибристику на канате, эквилибристику на проволоке, эквилибристику на шарах, эквилибристику на катушках, велофигуристов, эквилибристику на штейн-трапе и современное направление исполняемое в естественных природных условиях - слэклайн. Кроме того, она делится на партерную, исполняемую непосредственно на манеже, и воздушную, исполняемую на каком-либо снаряде, подвешенном к куполу. По словам опытного эквилибриста Андрея Воложанина, на высоте многих спортсменов охватывает страх. Однако здесь важно чувствовать свое тело и уметь приводить в равновесие не только тело, но разум и чувства. Когда достигается достаточный баланс в состоянии бытия, мы очень спокойны внутри, - отмечает артист. Цирк - искусство реализации человеческих возможностей. В основе цирковых выступлений - преодоление сложнейших физических препятствий. По своей природе цирк всегда эксцентричен. Его главное выразительное средство - трюк, действие, лежащее за пределами обычной логики. Существует множество определений трюка, например: «Цирковой трюк представляет собой отдельный законченный фрагмент любого циркового номера, хотя бы самый обыкновенный по технике и кратковременный по выполнению, но вполне самостоятельный и в себе замкнутый, и является простейшим возбудителем реакции, воздействующим на зрителя таким реально выполняемым разрешением задания, которое лежит вне обычного круга представлений и в этом кругу кажется неразрешимым».

Переходная лестница - это конструкция, закрепленная в центре манежа при помощи тросов или установленная на пьедестале. Ее размеры могут подстраиваться под требования каждого выступления. «В нашем номере лестница особенная! Она единственная в мире: ее высота составляет 8 метров, и она способна менять свое положение от горизонтального до вертикального, что придает номеру особую динамику и сложность». Артисты дарят зрителям 10 минут напряженного и увлекательного представления, за которым скрываются долгие месяцы кропотливых тренировок. Эквилибристы на переходной лестнице - Андрей Воложанин, Полина Воложанина, Даниил Воложанин обладают собранностью, уверенностью, самообладанием - все это тоже профессиональные качества, именуемые артистизмом. Каждый день - тренировка. Зимой обязательно лыжи - отработка дыхания и выносливости. Круглый год плавательный бассейн. Занятия с балетмейстером. И репетиции, репетиции... По два-три часа ежедневно. Определённо, эквилибристика - это настоящее волшебство. Для приобщения к которому необходима удивительная храбрость и великолепная физическая подготовка.

Лестница, называемая в цирке переходной, представляет простейший снаряд, укрепленный вертикально в центре манежа с помощью тросовых растяжек. Иногда лестницы ставят на специальный пьедестал. Высота, ширина лестниц и расстояние между ступеньками в каждом отдельном случае зависят от творческих задач номера. Изготовляется лестница чаще всего из металлических труб. Переходные лестницы устанавливают иногда и в два яруса - одну над другой - или в форме стремянки. Иногда переходную лестницу укрепляют на вращающемся пьедестале. В этом случае демонстрация трюков получает круговой обзор. Принцип работы на переходной лестнице заключается в следующем: нижний, балансируя верхнего в одном из трюковых положений, поднимается вверх по одной стороне лестницы и, перешагнув через верхнюю перекладину, спускается по другой стороне лестницы, держась руками за ее боковины. В репертуаре верхнего три основных трюка: стойки на руках, па голове и па одной руке, фиксируемые на голове нижнего (или среднего) и на перше, из которых и составляются различные комбинации. Первыми переходные лестницы в советском цирке освоили известные мастера В. Мильва, А. Войницкий и В. Мирославский. Их приемы работы и трюковый репертуар и поныне являются основой этого вида эквилибристики. Артисты первыми освоили переход через лестницу с першем на лбу, позже вошедший в репертуар многих эквилибристов как финальный трюк. Номера с переходной лестницей могут исполняться двумя участниками - нижним и верхним - и группой. В групповом исполнении значительно больше трюковых возможностей. Например, нижний может переносить через лестницу не одного верхнего, а сразу двоих, находящихся в каком-либо трюковом положении: первый верхний - в ручной стойке на голове нижнего, а второй верхний - в ручной стойке на шее первого верхнего артиста.

Назовем еще несколько трюков, характерных для этого вида экви-либристики: переход через лестницу с першем, балансируемым в зубнике; переход с першем, балансируемым на лбу, на вершине перша - двое верхних в стойке на руках. Иногда демонстрация номеров на переходной лестнице происходит на высоте. Так в советское время, артисты Н. Хибин и Р. Грилье устанавливали лестницу на площадке, венчающей пятиметровую мачту. Нередко трюки на переходной лестнице сочетаются с эквилибристикой на канате и на шаре. Между двумя переходными лестницами, стоящими на расстоянии шести метров друг от друга, натягиваются два параллельных каната. Эквилибрист-нижний, балансируя на лбу перш с верхним в стойке на голове, поднимается по переходной лестнице, доходит до середины канатов, опускается на площадку, лежащую на канатах, и сидя исполняет пируэт (продолжая держать перш на лбу), затем поднимается, доходит до другой переходной лестницы и спускается по ней А. Симадо и Д. Маслянов. На похожем аппарате артист И. Монастырский поднимается по первой переходной лестнице, держа лобовой перш, на котором двое верхних фиксируют стойку на руках. Потом он встает на шар, лежащий на узкой колее, соединяющей две лестницы, и, балансируя на шаре, движется до другой лестницы, затем спускается по ней. Оригинален подъем с балансируемым першем, в котором использован старинный способ лазания по шестам, известный еще акробатам Древнего Востока, так называемый "обезьяний лаз": перехватывая шест руками, исполнитель одновременно переступает по нему ногами. Выпускники циркового училища молодые артисты А. Полещук, В. Шемфельд, О. Абрамова, А. Бондарь первыми в нашем цирке показали такой интересный номер. Поднявшись на вершину лестницы с партнером, находящимся в одной из стоек (на одной руке, на голове либо на двух руках), нижний становится на специальную перекладину, подвешенную на тросах наподобие трапеции, и, балансируя верхнего, перелетает с ним на другую переходную лестницу, укрепленную на расстоянии шести метров от первой, а затем спускается по ней вниз. Особенно эффектен и сложен финальный трюк: перелет с першем, на вершине которого верхний фиксирует стойку на голове.

Эквилибристы на переходной лестнице под руководством Андрея Воложанина Российской государственной цирковой компании с большим успехом в 2020 году выступили на 9-м Международном фестивале циркового искусства «Золотой слон» в испанской Жироне. Наши артисты не просто стали призерами международного циркового фестиваля в Жироне, а взяли наибольшее количество медалей. По факту российские артисты цирка получили пять призовых мест из восьми возможных. Это один из самых престижных международных цирковых форумов. Жюри отметило наградой «Бронза» - коллектив эквилибристов на переходной лестнице под руководством Андрея Воложанина.


Артисты на арене сменяли друг друга, фамилии часто повторялись - династия. В зрительном зале в большинстве своём были семьями. Мы не знаем, зарождались ли в этот момент будущие династии. Но знаем наверняка: в мире есть одна большая династия, не связанная семейными узами. Это - сообщество хороших людей. На представлении в цирке их - максимальная концентрация по обе стороны арены. Династия артистов цирка Воложаниных уже сложилась, закрепилась и окрепла. Им аплодируют зрители от Владивостока до Калининграда, приветствуем и гордимся: Михаил Воложанин, Ольга Воложанина, Руслан Воложанин, Артур Воложанин, Андрей Воложанин, Даниил Воложанин и Полина Воложанина.
Материал к публикации на основе информации открытых источников подготовил Андрей Ахрамович