''Удивительный фокусник, акробат и химик, ученик славного Пинетти – Алфельбаум!'' или ''Сим-салабим!''

29 марта отмечается День фокусника-иллюзиониста или Праздник дыма и зеркал (Smoke and mirrors). В этот день можно устроить бал-маскарад или магическое шоу в духе Амаяка Акопяна.


Пинетти – итальянский фокусник (1750-1800), который сумел довести искусство иллюзии на новый уровень. Его представления были настоящими театральными пьесами, устраивались в помпезном стиле и богатом антураже. Таким образом, Пинетти смог привлечь большое количество зрителей. Самыми известными фокусами были «третий глаз» и угадывание предмета в коробке. Пинетти проявлял способность читать закрытыми глазами уже в 1784 году, на представлениях в Лондоне. Головокружительный успех иллюзиониста привлек внимание королевского двора. Пинетти устроил необыкновенное по тем временам шоу в Виндзорском замке для гостей Георга III. В иллюзионных постановках участвовали экзотические животные, многочисленные ассистенты, зеркала, механизмы. Присутствующие остались поражены увиденным. Пинетти много гастролировал. Он посетил Португалию, Германию и Россию. Журналисты и писатели, не раз старались разоблачить мастера. Однако им этого не удалось. Самый известный трюк иллюзиониста заключался в оживление ласточки. Во время представления ласточка умирала, затем оживала в руках зрителей. Фокус заключался в мастерстве Пинетти сдавливать на сонную артерию птицы. В результате она теряла сознание на пару минут. Свои представления артист строил на знаниях по математике, физике, химии, медицины и механике. Многие его трюки до сих пор остаются загадкой даже для опытных фокусников, но не для Алфельбаума.


Однажды ему удалось удивить весь двор российского императора Павла I. Он на час опоздал на свое представление во дворце. Однако по его прибытию, у всех гостей время уже показывало ровно на час назад. После минуты извинений артиста, часы присутствующих вновь указывали верное время. На второй день император пригласил иллюзиониста к себе в кабинет, но приказал страже не пускать его во дворец. ХитромуПинетти удалось пробраться сквозь охрану и предстать перед Павлом. Это присказка, а сказка впереди. Знаменитый итальянский фокусник Пинетти дал несколько представлений в Санкт-Петербурге, одно из них - во дворце императора. Представление очень понравилось Павлу I и на следующий день "волшебник" получил у него аудиенцию. Итальянец долго рассказывал царю о своих странствиях по разным государствам. На прощание царь спросил Пинетти, когда тот намерен покинуть Россию. Узнав, что послезавтра, Павел I предложил устроить напоследок какое-нибудь волшебство. Пинетти задумался и ответил:- Послезавтра я выеду из Санкт-Петербурга одновременно через все заставы города.- Но их пятнадцать! - удивился царь.- Значит, через все пятнадцать, - уверенно заявил фокусник. На следующий день Павел I вызвал к себе начальника полиции Санкт-Петербурга и приказал: "Чтобы завтра доклады со всех застав, проезжал ли через них фокусник Пинетти, лежали у меня на столе!"Приказание императора было выполнено. К вечеру пятнадцать докладов были представлены царю. В каждом из них значилось, что Пинетти проехал именно через эту заставу... Секрет фокуса не разгадан…Роскошный стиль жизни артиста, дал толчок целому тренду в мире иллюзий. Он определил статус фокусника: популярность, узнаваемость, публичность и богатство. Пинетти легко мог тратить деньги на самые дорогие вещи: одежда, дома, кареты. Он не выходил из своего образа волшебника ни на минуту. Легко мог находить монету в булке хлеба на глазах у толпы, превращая ее в жетон с инициалами мастера. «Сим-салабим!»


Удивительный фокусник, акробат и химик, ученик славного Пинетти – Алфельбаум! Это в художественном фильме«Княжна Мэри», а в жизни Арутюн Амаякович Акопян (арм. Հարություն Հմայակի Հակոբյան). Родился в семье кузнеца 25 апреля 1918 года в Цолакерте (ныне Игдыр в Турции) в начале XX века входивший в состав Закавказской демократической федеративной республики на границе Армении и Турции. Мальчику дали имя Арутюн, что переводится как «воскресение». Второе значение - «целеустремленный деятельный человек». Советский и российский артист эстрады, иллюзионист, фокусник, актер, публицист. Заслуженный артист Армянской ССР, Народный артист Армянской ССР, Народный артист СССР. В 1918 году в Турции начался геноцид армян и семейство Акопянов с шестимесячным Арутюном на руках бежало в Армению. В этот период Арутюн потерял свою мать. Позже отец женился вторично. Мачеха сына невзлюбила, поэтому детство Арутюна было трудным. С ранних лет он занимался танцами. В 1935 году окончил хореографическое училище в Ереване и попал в ансамбль народного танца, но по настоянию отца, работавшего кузнецом-молотобойцем, Арутюн окончил строительный техникум, после чего работал на «Армстрое». В 1937 году его в числе лучших строителей командировали в Москву для продолжения образования и он поступил в Московский институт землеустройства. 


В годы учебы Арутюн посещал кружки художественной самодеятельности. Это давало возможность выступать в клубе имени Ефима Федоровича Кухмистерова и ходить в Театр миниатюр. Однажды Арутюн пошел на выступление фокусника, не ведая еще, что этот вечер в корне изменит его жизнь и поспособствует его становлению в дальнейшем не только как успешного и богатого человека, но и как самого известного и знаменитого фокусника не только в России, но и во всем мире. Итак, концерт в Театре миниатюр состоялся. Помимо прочих номеров, там выступал и фокусник. Его трюки взволновали Акопяна до глубины души. Он был потрясен, возбужден, ошеломлен когда тот достал из пустого ящика кролика и непременно хотел узнать, "как все это работает". Манипуляции фокусника казались непостижимым ремеслом. Желание понять, разгадать секреты иллюзиониста было настолько велико, что в перерыве Акопян пробрался тайком за кулисы и влез в "волшебный ящик" фокусника - в надежде найти ответы на возникшие у него вопросы. Именно в ящике его и нашел вернувшийся к своему реквизиту артист и сдал в милицию - на всякий случай. Дело в результате было улажено миром, однако для Арутюна Акопяна свои последствия оно все же имело - он стал по-настоящему бредить фокусами.


С той поры Акопян не пропустил ни одного концерта и не раз пытался пробраться за кулисы, но всегда на моем пути вставал сторож. Однажды моя попытка все-таки удалась. И к счастью, у выхода на сцену стоял знаменитый «ящик без дна», из которого артист мог вынуть все что угодно. Я сунул в ящик голову и так увлекся его исследованием, что не заметил, как возник иллюзионист за моей спиной. «Вор!» - закричал он, схватив меня за плечо. «Это жулик-профессионал, - подтвердил сторож. - Я его давно заприметил!». Вызвали милицию. И только вмешательство ректора института, которому позвонили по телефону, спасло меня от более крупных неприятностей. Через два года иллюзионист снова приехал в Москву. Тогда, в полутьме кулис он меня не разглядел, а я изменил на этот раз свою исследовательскую тактику: помогал таскать тяжеленные чемоданы, бегал за папиросами и за пивом, смотрел в глаза... Наконец он смилостивился, раскрыв секрет одного нехитрого трюка. На этом мой курс иллюзионных наук закончился. Я окончил институт и уехал домой, в Ереван. Но все-таки забросил вскоре свою профессию инженера. Мысль о фокусах не давала мне покоя».


Желая овладеть техникой демонстрации фокусов, Акопян начал упорно тренироваться. Он читал тематические книги описывавшие простейшие манипуляции с реквизитом и придумывал на их основе собственные, ни на что не похожие номера. К концу 1930-х Акопян, накопивший немалый опыт, успешно гастролировал по столичным клубам. В начале 1940-х, став профессиональным артистом он присоединился к труппе «Мосгосэстрады», впоследствии переименованной в «Москонцерт».  Одновременно с самостоятельным изучением профессии иллюзиониста Арутюн поступил в кружок художественной самодеятельности. Вскоре Арутюну Акопяну был присужден первый приз на Международном соревновании иллюзионистов 1937 года в Коломбо (Цейлон), а два года спустя, в Париже, он получил высшую награду - «Гран при». Ему была вручена золотая медаль с изображением иллюзиониста Робер-Удена и почетный диплом ассоциации французских фокусников. В интервью Акопян рассказывал: «Я побывал более чем в восьмидесяти странах. Особенно памятен мне Париж 1959 года. Туда съехались фокусники из двадцати стран, в том числе США, Японии, Франции, Индии, Италии, Австрии... Я завоевал Гран-при - большую золотую медаль с изображением Роббера Гудэна, основоположника иллюзионизма во Франции. Из современных зарубежных фокусников я бы отметил мистера Сенко, американца Джона Гудса и Саккаро из Индии. У каждого из них свой неповторимый почерк. Вспоминаю поездку в Индию, где бессчетное множество факиров и заклинателей змей. Расстилая коврики прямо на земле, они вытаскивают из мешков свой немудреный реквизит и представление начинается... Фокусники во всем мире сразу узнают друг друга. Я показал одному индийскому фокуснику несколько трюков и три из них подарил; старик разволновался: «Но у меня нет денег, чтобы вам заплатить; я хотел купить единственный трюк у заезжего американца, но даже и этого не смог». Я ответил: «Платить ничего не надо! Это мой сувенир». И мы расстались добрыми друзьями».


Вскоре началась война. В годы войны Акопян часто бывал на передовой, на его счету были тысяча шестьсот выступлений на фронте перед аудиторией солдат. За его фокусами подсматривали даже фашисты. Известен эпизод, когда фокусник вышел на импровизированную сцену перед солдатами Белорусского фронта. Выступление проходило в непосредственной близости от местоположения немцев. Потом наблюдавший за врагом советский снайпер рассказывал, как враги с огромным интересом смотрели на представление Акопяна в бинокли.


Жена Арутюна Акопяна - Лия Акопян работала ассистентом у своего мужа, затем окончила консерваторию и стала певицей. В 1956 году у них родился сын Амаяк (предположу, что первыми словами мальчика были:«Сим-салабим!»), который впоследствии также стал иллюзионистом, советским и российским актёром, артистом цирка. В настоящее время ему присвоено звание - Заслуженный артист России. Арутюн Акопян был известен тем, что почти полностью отказался от обычного в своем жанре сценического реквизита и стал иллюзионистом-манипулятором. Уследить за движением его рук и распознать секрет фокусов было не возможно. В интервью Арутюн Акопян рассказывал: «На эстраде я почти сорок лет, в моем репертуаре свыше тысячи трюков. Но примерно лет двадцать тому назад я почувствовал, что мне стало неинтересно выступать с фокусами которые показывают на эстраде многие артисты. Обмануть зрителей (а ведь именно к этому сводится наша профессия) с помощью вот такого ящичка или такой бутылки - нехитрая штука. К слову сказать, вы, наверное, знаете, что на Западе есть даже специальные магазины для любителей фокусов, где можно приобрести самую разнообразную иллюзионную аппаратуру. Мне захотелось создать свои фокусы, придумать свои манипуляции - такие, которые кроме меня не делал бы никто. Трудно это было? Да, трудно. Не сочтите это преувеличением, но в прошлом бывало, что я репетировал по восемнадцати часов в сутки, да и сейчас моя тренировочная норма - четыре часа в день. А репетировать для манипулятора - это значит прежде всего тренировать руки, добиваться необычайной ловкости, быстроты и точности движений. Вот я беру какой-либо предмет, будь то платок или игральная карта и чувствую его каждой клеточкой ладони, каждым суставом пальцев. Я могу удержать этот предмет там, где у других он никогда не удержится. Могу мгновенно спрятать его, молниеносно перебросить с одного места на другое... Как-то на конкурсе за рубежом, когда я одной рукой манипулировал двумя колодами карт, члены жюри никак не хотели поверить в то, что у меня на ладони или на запястье нет каких-то скрытых приспособлений. А их не было: руки, и только руки. Вы, вероятно, видели у меня трюк с разорванной афишей. На глазах у зрителей я рву афишу на мелкие клочки. Потом, комкая эти обрывки, расправляю их - и афиша оказывается целой. Убежден, что вряд ли найдется такой наивный человек, который всерьез поверит, что я каким-то образом собираю, «склеиваю» разорванный лист бумаги. Скорее всего, думают зрители, он подменяет афиши. Да, подменяю! Но вот как я это делаю, в какой момент происходит подмена - никто не замечает. И в этом, на мой взгляд, прелесть трюка.


Бывает, что во сне вдруг привидится новый фокус. Вскакиваю с постели, зажигаю свет, начинаю пробовать, репетировать... Не поймите меня пожалуйста, так, будто я противник иллюзионного искусства, которое естественно не может существовать без специальной аппаратуры. Мне, например, очень нравится, как работают в цирке иллюзионисты Игорь и Эмиль Кио - они артистичны, у них хорошо поставленные красочные аттракционы, оригинальная аппаратура. Есть интересные мастера этого жанра и на нашей эстраде. Но каждому, как говорится, свое: они - иллюзионисты, я - манипулятор. Я предпочитаю выступать без реквизита, когда руки и только руки творят чудеса, удивляющие зрителей. История иллюзионного искусства насчитывает более пяти тысяч лет, его приемы, возможности, средства, по существу безграничны. В своих книгах, в журнале, я рассказываю о простейших фокусах которые можно показывать дома, на концертах художественной самодеятельности, но никак не на профессиональной эстраде. Молодым артистам полезно знать эти фокусы, но включать их в репертуар вряд ли целесообразно. Без постоянного стремления к новизне, к оригинальности в нашем жанре делать нечего. Нужно искать, придумывать свои трюки, вырабатывать свой образ, свою манеру сценического поведения. Именно так я старался воспитать сына Амаяка, который, как вы все уже знаете, тоже выступает на эстраде с иллюзионным номером, произнося волшебное заклинание - Сим-салабим». Волшебное заклинание "Сим-салабим" впервые стал произносить датский иллюзионист Данте (1883-1955). На самом же деле эти три бессмысленных слова, похожие на восточное заклинание, взяты из датского детского стихотворения.


Уроженец кавказской республики считался одним из первых представителей советской эстрады получавшим немыслимые гонорары за выступления за рубежом. Львиную долю заработков артист жертвовал на благотворительность. Он передавал деньги в Фонд мира и оказывал помощь людям, страдавшим от природных катаклизмов. Огромные суммы пошли на ликвидацию последствий землетрясения разрушившего города Армении в 1988 году. Подобные поступки многое говорят о характере человека. Акопяну ничего не было нужно, главное, что он приносил людям счастье, дарил радость, слышал их смех и видел на их лицах улыбки. Путешествия по Индии, Таиланду, Марокко, Сирии, Японии и другим экзотическим странам оставили неизгладимые впечатления. Арутюн Амаякович признавался, что был поражен мастерством местных факиров, иллюзионистов и заклинателей змей. В интервью артист говорил, что в молодости преклонялся перед талантом француза Роббера Гудена. Среди современников он выделял болгарина Мистера Сенко (Евстати Христова Карайончева), индийца Саккаро и представителя Соединенных штатов Америки Джона Гудса. Стремясь стать уникальным артистом, Арутюн Амаякович на определенном этапе перестал использовать лишний реквизит. Благодаря ежедневным тренировкам рук и разминке пальцев на советской эстраде появился новый фокусник-манипулятор. Номера попали в художественные фильмы и телевизионные спектакли. В 1955 году он сыграл в фильме «Княжна Мэри», а в 1969 году – в картине «В тринадцатом часу ночи». В 1980 году он исполнил эпизодическую роль фотографа в фильме «Тегеран-43». Также в шестидесятые годы он выпустил книгу о секретах своих фокусов. Французская газета «Пари жур» в ноябре 1959 года писала: «Номер иллюзиониста Акопяна - это чудо. Это великий мастер манипуляции». А вот высказывание брюссельской газеты «Лесуар» в 1961 году: «Акопян, манипулятор изумительной ловкости, поразил публику. Он извлек из куска материи миниатюрный спутник, послушно занявший свое место на орбите и доказал тем самым, что пропаганда нигде не теряет своих прав». Народный артист Болгарии Евстати Христов, широко известный публике как мистер Сенко и посвятивший иллюзии полвека, недаром говорит: «Магии как таковой не существует. Магия - это знание и умение. Весь секрет - в технике и остроумии».


Выступления Акопяна отличали высокая артистичность, пластика, обаяние и поразительная техника манипуляции. Арутюн Акопян выходил один на пустую сцену и в течение полутора часов держал зал в напряжении. Талантливый иллюзионист передавал свой опыт молодежи. Он несколько лет вел отдел «По ту сторону фокусов» в журнале «Юный техник», выступал как постановщик в театре на Малой Бронной и подготовил исполнителя главной роли в спектакле «Волшебник изумрудного города».Арутюн Акопян придумал более 500 карточных трюков. И хотя на советской эстраде они не приветствовались то на закрытых концертах для партийного руководства Акопяна всегда просили показать фокусы с картами и деньгами. 


Арутюн Акопян часто выступал со своими номерами перед гостями руководства СССР. Из дома на Кутузовском иллюзиониста часто увозили прямо в Кремль, и в культурной программе для дорогих гостей Арутюн Акопян был вторым номером после Большого театра. Особенно часто вызывал артиста в Барвиху Леонид Брежнев. Однажды генеральный секретарь после концерта зашел к Акопяну в гримерку и случайно застал его разоблачение. Амаяк Акопян рассказывал: «Отец еще не успел переодеться. Он стоял перед вождем, пардон, в одних трусиках. Леонид Ильич подошел к нему и попросил: «Дорогой мой Арутюн Амаякович, научите меня черной магии». Но однажды Акопян оказался в ЦК по менее приятному поводу - кто-то распустил слух, что Арутюн Акопян на своих концертах сжигает советский флаг. На самом деле Акопян, конечно же, никогда не сжигал флаг. Акопяна действительно с подобным трюком приглашали в передачу «Очевидное-невероятное». А Сергей Капица во время демонстрации фокуса признавался: «Очевидно, он это делает. Но как? Невероятно». В зрелом возрасте Акопян решил раскрыть секреты некоторых авторских фокусов. Он опубликовал статьи в журналах «Наука и жизнь» и «Юный техник», а также выпустил книги «10 фокусов для детей», «Фокусы на эстраде», «В мире чудес» и «Даю уроки волшебства». Годам жизни, отданным творчеству, посвящены документальные фильмы «Необыкновенный концерт» и «Чародей Арутюн Акопян».


Арутюн Акопян был представителем творческой советской интеллигенции. Свой последний концерт-бенефис Арутюн Акопян дал в 1995 году, после чего вышел на пенсию. Последние годы своей жизни стареющий артист провел на руках у жены и сыновей. Амаяк Акопян рассказывал: «Когда мы узнали, что у папы такой страшный диагноз - рак крови и болезнь Альцгеймера - мы вынуждены были продать дачу, чтобы его лечить». Но даже прикованный к постели великий иллюзионист не выпускал из рук колоду карт, он был великим манипулятором и гениальным артистом. Амаяк Акопян рассказывал: «Мышечная память позволяла ему быть преданным своему любимому делу до последних секунд». Амаяк Акопян получил в наследство от Арутюна Амаяковича все секреты мастерства, в его репертуаре больше половины его трюков. Произносим волшебное заклинание: «Сим-салабим, ахалай-махалай, ляськи-масяськи, абракадабра, крибле-крабле-бумс! И говорим свое желание. А потом, как говорил Амаяк Акопян, нужно обязательно дунуть, потому что если не дунуть, то никакого чуда не произойдет. Все, теперь оно обязательно исполнится». Проверено, работает как часы, особенно в Омском государственном цирке, утром с 9 до 18 часов. 


«Отец уходил из жизни тяжело: не ел, не говорил. Тогда же попала в больницу и мама. Я разрывался между ними, переживал, готовил еду, кормил и однажды не выдержал и в голос принялся говорить сам с собой: «Ну что за жизнь пошла?! И дома беда, и в стране все не так, и зритель изменился…» Отец, прозрев на секунду, нарушив собственное продолжительное молчание, посмотрел на меня и четко проговорил: «Сынок, жизнь - не карточная игра и не фокус. Судьба часто подбрасывает крапленые карты, но это не значит, что нужно шельмовать. Делай все честно…» И все, опять замолчал. Но эти слова стали девизом для меня».


«Жизнь коротка, искусство вечно» (лат. Vita brevis, ars longa, исторический текст - «Жизнь коротка, путь искусств долог, удобный случай скоропреходящ, опыт обманчив, суждение трудно» Vita brevis, ars vero longa, occasio autem praeceps, experientia fallax, judicium difficile). Арутюн Акопян умер 13 января 2005 года в Москве и был похоронен на Троекуровском кладбище. На церемонии прощания, у могилы, впоследствии увековеченной скульптурой известного московского скульптора Фридриха Согояна с изображением иллюзиониста, в мантии и цилиндре, близкие в тот скорбный день вспоминали последнее выступление мэтра советской эстрады и цирка, непревзойденного мастера «Похитителя иллюзий» в 1995-м. Артистам слава и почёт!»
 
Материал к публикации на основе информации  открытых источников подготовил Андрей Ахрамович.




Жизнь Омского цирка

Как добраться до цирка

644042, Омск, пр. К.Маркса, 43Б
+7 (3812) 20-81-97
omsk@circus.ru
Время работы:
Цирка: с 9:00 до 18:00
Кассы: с 10:00 до 19:00
Проезд до остановки «Цирк» или «Трамвайное депо»:
Автобусы: 14, 18, 24, 32, 46, 51, 60, 68, 69, 74, 77, 79, 80, 109, 110, 123.

Троллейбусы: 3, 4, 7, 8, 11, 12.

Маршрутные автобусы: 51, 123, 201, 307, 335, 346, 350, 358, 399, 409, 418, 424, 430, 434, 550, 568, 703.

Трамваи: 2, 4, 8, 9
Построить маршрут
ФКП «Росгосцирк», ОГРН: 1027739272527,
ИНН/КПП: 7702060003/770201001

Омский государственный цирк
+7 (3812) 20-81-27

Директор
Доля Виталий Викторович
+7 (3812) 20-81-27
(добавочный номер 3100)

Приемная
+7 (3812) 20-81-27
(добавочный номер 3105)

Главный бухгалтер
Мачулина Елена Николаевна
+7 (3812) 20-81-27
(добавочный номер 3101)

Заместитель директора
Стефанкив Егор Иванович
+7 (3812) 20-81-27
(добавочный номер 3104)

Специалист по кадрам
Костырева Альбина Александровна
+7 (3812) 20-81-27
(добавочный номер 3108)

Менеджер по работе со зрителями
Медведева Мария Владимировна
+7 (3812) 20-81-27
(добавочный номер 3107)

Менеджер по PR и рекламе
Медведева Мария Владимировна
+7 (3812) 20-81-27
(добавочный номер 1916)

Главный инженер
Максимов Вячеслав Олегович
+7 (3812) 20-81-27
(добавочный номер 3106)

Заведующий хозяйством
Варапаева Елена Владимировна
+7 (3812) 20-81-27
(добавочный номер 3111)

Инженер по охране труда
Собылинский Василий Федорович
+7 (3812) 20-81-27
(добавочный номер 3114)

Фотограф
Барсуков Сергей Викторович
+7 (913) 970-05-33

Заведующая гостиницей
+7 (3812) 20-82-67
(добавочный номер 3140)

"Огни манежа" - администратор гостиницы "Огни манежа"
+7 (3812) 20-82-67
(добавочный номер 3140)

Новости цирка