Жизнь есть цирк, некоторые играют роль животных, некоторые дрессируют, а остальные в роли зрителей!

Его считают гением 20-го века, гением немого кино... Блестящий актёр, режиссёр, сценарист, композитор... Выдающаяся личность эпохи! "Ах, Чарли, милый Чарли..."


Дамы и господа, впервые на манеже -  Чарли Чаплин! Он появился на свет 16 апреля 1889 года в самом сердце Лондона. Родителями Чарли Чаплина были Чарльз Чаплин-старший и Ханна Чаплин. Его родители служили в Лондонском мюзик-холле, и Чарли был их первый совместный ребенок. До этого мама Чарльза состояла в отношениях с евреем Хоуксом, и от него родила сына Сидни, единоутробного брата Чарли. После того как Ханна вышла замуж за Чарльза Спенсера Чаплина-старшего, она и ее сын Сидни перешли на фамилию Чаплин. Детство мальчиков было вполне счастливым. Родители имели постоянные заработки, отец пользовался популярностью. Благодаря своему приятному баритону, он получал приглашения от лондонских мюзик-холлов, и часто отправлялся в гастрольные туры по европейским странам. Одно было плохо, он любил выпить, и вскоре прием спиртного стал практически постоянным и неконтролируемым. Именно алкоголь стал причиной его смерти, которая случилась 9 мая 1901 года. Он умер в Лондоне, в госпитале св.Фомы. Ему было всего 37. Мать была вынуждена в одиночку воспитывать Чарли и его сводных братьев Сидни Чаплина и Джорджа Драйдена. После смерти мужа, Ханна продолжала работать, ей нужно было поднимать двоих детей. Но вскоре и у нее появились проблемы со здоровьем. Выяснилось, что у женщины больная гортань, и петь она не может. До этого она постоянно брала с собой на концерты Чарли, он знал весь мамин репертуар. Однажды Ханна поняла, что петь не сможет, и вместо нее на сцену вышел пятилетний Чарли. Он начал петь, а умиленный зал бросал в него монетки и мелкие деньги. Мальчик перестал петь, кинулся собирать щедрые дары, и только когда справился с этой задачей, спокойно допел. Зал хохотал и награждал маленького артиста аплодисментами. Так в пять лет Чаплин начал свою творческую биографию.


Жизнь в семье была наполнена трудностями и травмирующими событиями, но уже в раннем детстве Чаплин завоевал репутацию в сфере развлечений. И одновременно с этим закончилось детство. Мама больше не могла петь, а спустя два года тронулась рассудком и оказалась в психиатрической лечебнице. Чарли исполнилось семь, его брат был не намного старше. Мальчики оказались в сиротском приюте. В девять лет Чарли уже выступал вместе с танцевальной группой под названием «Восемь ланкаширских парней». Именно в то время он смог вызвать первый смех зрителей, когда предстал перед ними в образе кошки. Унаследовав эстрадный талант от родителей, он вместе с братом Сидни бросил школу и присоединился к группе комических артистов, где танцевал чечетку. В 1900 году Чаплин стал участником детского танцевального коллектива «Восемь ланкаширских парней» и стал широко известен как выдающийся чечеточник. Спустя год мальчик бросил группу, ему нужно было самому зарабатывать себе на жизнь, и времени на занятия танцами не оставалось. Чарли не отказывался от любой работы, он стал продавцом газет, работал в типографии и даже помогал в больнице ухаживать за больными. «Мрачный клоун позорит профессию!» - говорил великий «немой». После успеха в мюзик-холлах Чаплин стал работать в театре и даже сыграл посыльного Билли в пьесе «Шерлок Холмс». Роль была столь успешной, что в конечном итоге он появился на одной сцене с крупнейшими актерами британского театра. Постепенно он утвердился как артист комического жанра. Спустя два года театр выехал в гастрольный тур по Америке, и во время этого Чаплин принял решение остаться в Штатах. Во время одного из выступлений, Чарли попался на глаза продюсеру Маку Сеннету. Он был в восторге от игры артиста, и немедленно пригласил его к себе на работу. Осенью 1913-го Чарли заключил свой первый в жизни серьезный контракт со студией «Кистоун», которая установила ему жалование в сумме 150 долларов в неделю. Вначале у Чаплина работа не складывалась. Продюсер уже пожалел, что позвал его на работу, и даже собирался уволить. Но не прошло и года, как Чарли выбился в ведущие артисты. Зрители приходили в восторг от мастерского перевоплощения актера в грубоватых героев постановок режиссера. Но больший успех приносили артисту роли, в которых он демонстрирует человечность и лиризм. Когда Сеннет приступил к съемкам комедии «Детские автомобильные гонки», он предложил Чаплину загримироваться как-то иначе. После недолгих раздумий, Чарли предстал перед продюсером в широких штанах, облегающем пиджаке, смешном котелке и ботинках на разные ноги. Дополняли образ маленькие усики. Так возник образ, по которому Чаплина узнают и сейчас. Спустя некоторое время он добавил к образу маленького Бродяги тросточку, которую увидел на снимке родного отца. Его герой приобрел колоссальную популярность. И после этого артист понимает, что может самостоятельно писать сценарии и снимать кино, причем даже более успешно, чем его нынешние руководители.


Чаплин начал сниматься в кино в 1910-х гг., когда ему предложили контракт с киностудией Keystone, которая заметила его во время гастролей в Америке. Чаплин стал звездой ее комедий, дебютировав в фильме «Зарабатывая на жизнь» (1914). Тогда же был создан его культовый персонаж – Маленький Бродяга, завоевавший мировую популярность и ставший одним из символов кино XX века. «Жизнь есть цирк, некоторые играют роль животных, некоторые дрессируют, а остальные в роли зрителей». В 1916 и 1917 годах артист находит студию «Мьючуэл Фильм», которая предложила ему еще более выгодные условия. Теперь он получает в неделю $10 тысяч и за контракт ему дали $150 тысяч. В конце 1917-го талант Чаплина оценили еще выше.


В 1918 году он подписал соглашение на $1 миллион с компанией National Films. Благодаря этому, а также успеху предыдущих фильмов, сложившейся репутации и растущей финансовой независимости Чаплин смог стать собственным работодателем и построить собственную киностудию United Artists с известными на весь мир артистами -  Мэри Пикфорд, Дуглас Фэрбенкс и Дэвид Гриффит. «Огни большого города» (1931) остаются одной из лучших работ Чаплина, а также известным случаем немого фильма в эпоху уже звукового кино, ... три года балета, а остальное цирк! В 1919-м Чаплин создал собственную студию «Юнайтед Артистс», где он создавал свои шедевры вплоть до 50-х годов, пока не уехал из Америки навсегда. Самыми лучшими картинами, созданными на этой студии, были «Золотая лихорадка», «Парижанка», «Новые времена», «Огни большого города».





Фильм «Парижанка» не пришелся по душе зрителям. В этой психологической драме Чаплин сыграл самого себя. Однако, по мнению критиков, картина получилась достойной, а сам артист удостоился хвалебных отзывов как автор. В 20-х годах он выпускает ленты «Золотая лихорадка» и «Цирк», которые вошли в классику мирового кинематографа и полюбились зрителю. Пресса и киностудии вовсю обсуждают скорую гибель немого кино, а тем временем всему миру остался один год до Великой депрессии. В это время погрязший на три года в скандалах и производственном аду Чарли Чаплин наконец-то выпускает свой новый фильм «Цирк». Немой. Выстраданный. Но как никогда смешной. На «Цирк» было потрачено около одного миллиона долларов. Двухлетнее создание фильма обернулось для Чаплина сущим адом. Фильм «Цирк» (1928) вышел на экраны, когда индустрия начала внедрять в кинокартины звук, но Чаплин продолжал оставаться противником этого технического новшества все последующее десятилетие. «Я люблю гулять под дождем, чтобы никто не видел моих слез».




«Цирк» - в первую очередь комедия, призванная смешить, и сама категория смеха на этот раз претерпевает интересную трансформацию. Критик Уолтер Керр охарактеризовал «Цирк» как "... продукт комического гения, находящегося в противоречии с самим собой.... Когда «Золотая лихорадка» подняла его статус почти до олимпийских высот, он стал стесняться себя как комика. Чтобы справиться с проблемой, он решил ее драматизировать. И снял комедию об сознании того, что он смешной". Интересные зарисовки к фильму «Цирк»: Чаплин предварительно три недели тренировался ходить по натянутому канату перед съемками. Канат был размещен на высоте 12-13 метров над землей.




Производство страдало от одной катастрофы за другой. Сначала лабораторная ошибка привела к непригодности отснятого материала за первый месяц. Сцена была переснята, но по мнению самого Чарльза Спенсера Чаплина, результат во второй раз оказался хуже.  Затем пожар уничтожил обширную декорацию цирка-шатра, а поврежденные водой костюмы и реквизит пришли в негодность. Сцена, где Чаплина кусают обезьяны, была незапланированной. Клетка случайно открылась, и разъяренные звери напали на актера. Вначале Чарли был в шоке (что можно увидеть), но затем он кричал: "Не прекращайте съемку". Чаплин сделал более 200 дублей сцен со львами, и во многих из них он действительно входил в клетку к хищникам. «Я ненавижу вид крови, но она в моих венах». Так что страх на его лице был абсолютно реальным, а не сыгранным. «Таким отчаянным образом, я начал многие комедии». Чарли Чаплин был перфекционистом и на съёмках фильма «Огни Большого города» заставил актрису Вирджинию Черилл переснимать одну сцену 342 раза.



«Как это случается в Америке со зрелищами, на которые собираются только избранные, премьера «Цирка» началась в полночь. К вместительному «Марк Штранд Театру», в котором демонстрировалась фильма, дорогу приходится прокладывать с боя. Толпа запрудила улицу перед театром и, частью, Бродвей. - Это необычайное собрание праздных зевак вызвано слухом, будто сам Чарли Чаплин посетит премьеру. Однако, слух не оправдался, - Чарли прислал извинительную телеграмму и не явился. В театре несколько тысяч избранных. Налицо «весь Нью-Йорк». Занавес раздвигается и на экране появился Чарли. Радость разливается по лицу его поклонников». Так или иначе, результатом злоключений Чаплина стал и без того напряженный график съемок, к тому же ещё и прерванный на восемь месяцев из-за нервного срыва, который Чаплин переживал в Нью-Йорке и Европе. «Из таких мелочей, я думаю, родилась моя душа». За эти два года его волосы, которые до этого слегка серебрились, стали совершенно белыми. После возобновления съемок его пришлось выкрасить в черный цвет. При таком бэкграунде неудивительно, что даже с учётом и кассового успеха и благосклонности критиков Чаплин не посвятил «Цирку» ни единого слова фильму в автобиографии. О фильме он вспомнит только спустя 40 лет, когда займётся переизданием «Цирка» с новым саундтреком. «Слова кажутся такими бесполезными, такими слабыми. Вы все такие милые, красивые люди... спасибо».



«Цирку» было суждено затеряться не только в мемуарах Чарли, но и в зрительской памяти. Фильм вышел между значительно более популярными и признанными «Золотой Лихорадкой» (1925) и «Огнями большого города» (1931) и радовал зрителя куда менее изощренными удовольствиями, чем другие полные метры Чаплина, в большей степени меланхоличные и социально-критические. Удивительно, что после нескольких лет душевных терзаний Чаплин выдаёт один из самых лёгких и весёлых фильмов в своей карьере. «Звук испортил самое древнее из искусств мира, искусство пантомимы, и свел на нет великую красоту тишины». 



 «Цирк» стал седьмым по кассовым сборам немым фильмом в истории кинематографа, собрав в 1928 году более 3,8 миллиона долларов (в пересчёте на наше время 67,5 миллионов долларов). Но всё же фильм уступил предыдущей работе Чаплина, «Золотой лихорадке» (1925), собравшей 4 миллиона (в пересчёте на наше время 71 миллион долларов). Изначально фильм был представлен сразу в четырёх номинациях на кинопремию «Оскар»: за лучшую режиссуру комедийного фильма, лучшую мужскую роль, лучший литературный первоисточник и в целом, как лучший фильм. Чаплин был номинирован на Оскар в категории «Лучший актер», однако Американская киноакадемия решила отдать ему особую почетную награду с формулировкой «For versatility and genius in acting, writing, directing and producing The Circus» (За многогранность и гениальность в актерском, сценарном, режиссёрском и продюсерском мастерстве, проявившиеся в фильме «Цирк»). «У меня много проблем в жизни. Но мои прыжки этого не знают. Они всегда улыбаются». 



Несмотря на то, что карьера Чаплина в Голливуде фактически закончилась, он продолжал оставаться всемирно известным автором. Он жил в Швейцарии, писал сценарии и музыку к своим ранним фильмам. В 1967 году Чаплин сочинил новую музыкальную партитуру к фильму и записал, как он поет «Swing Little Girl», звучащую во вступительных титрах. Новая версия фильма была представлена в Нью-Йорке 15 декабря 1969 года с новой партитурой. В личной жизни великого комика было четыре официальных брака и двенадцать детей. Первый раз Чарли женился на Милдред Харрис, с которой прожил всего два года. Их сын Норман умер в младенческом возрасте. Второй супругой комика стала Лита Грей Чаплин, и этот брак существовал четыре года. Девушке было всего 16, и им пришлось отправиться в Мексику, где такие браки регистрировались. Супруга родила Чаплину двух сыновей – Чарльза и Сидни. Когда они разводились, артист выплатил бывшей жене невероятную сумму, которая колеблется в пределах 700-850 тысяч долларов. Третью супругу Чаплина звали Поллет Годдар Чаплин, на которой он женился в 1932-м. Семейная жизнь длилась 8 лет, в 1940-м они развелись. Четвертый раз актер женился на Уне О’Нил в 1943-м. Разница в возрасте супругов составила 36 лет. С ней Чаплин жил до самой смерти. Уна подарила мужу 8 детей – 3 сына и 5 дочерей, причем самый младший родился, когда Чаплину было 72.


В 1972 году, когда шло последнее десятилетие жизни Чаплина, он удостоился почетного «Оскара» за «бесценный вклад в то, что кинематограф стал искусством XX века». Награду вручал Джек Леммон, а сам Чаплин произнес короткую, но трогательную речь, прежде чем удалиться со сцены с фирменными тростью и котелком в руках: - «Я старый грешник. Меня ничто не шокирует. Тем, кто меня слышит, я говорю: не отчаивайтесь. Страдания, которые сейчас обрушиваются на нас, - это всего лишь проходящая жадность, горечь людей, которые боятся пути человеческого прогресса. Жизнь приветствует тебя, когда ты делаешь других счастливыми. Вы, люди, в силах сделать эту жизнь свободной и прекрасной, сделать эту жизнь прекрасным приключением».





Через семь лет напечатал книгу воспоминаний, по которым в 1992-м была снята лента «Чаплин». В 1967-м он снял свою последнюю картину под названием «Графиня из Гонконга». В 1972-м артисту разрешили ненадолго въехать в Штаты, чтобы получить вторую в его жизни статуэтку «Оскар». В 1975 году – за пару лет до своей смерти – Чарли Чаплин решил принять участие в конкурсе двойников Чарли Чаплина во Франции и занял лишь третье место. Некоторые считают, что это произошло из-за цвета его глаз – в жизни они были пронзительно-синими, а судьи и зрители видели Чарли Чаплина только с серыми глазами в чёрно-белых фильмах и на фотографиях. Великий немой умер 25 декабря 1977 года в пожилом возрасте в день Рождества в своём доме в Швейцарии. Это случилось во сне. Рядом с ним была его жена Уна и их семеро детей. Сообщается, что он умер «в мире и покое» около 4 утра «за несколько часов до того, как начнётся традиционный рождественский праздник его семьи». Его жена сказала прессе: «Чарли принёс так много радости, и хотя он долго болел, жаль, что он ушёл навсегда в день Рождества». Местом упокоения величайшего комика стало кладбище города Корсье-Сюр-Веве. Чаплин писал в своём дневнике: «Я верю, что могущество смеха и слёз сможет стать противоядием от ненависти и страха». Обладатель двух «Оскаров», он был посвящён королевой Елизаветой II в рыцари. Но зритель полюбил его не за звания и награды, а за то, что он неизменно заставлял зал смеяться и плакать.
 
Материал к публикации на основе информации  открытых источников подготовил Андрей Ахрамович
 




Жизнь Омского цирка

Как добраться до цирка

644042, Омск, пр. К.Маркса, 43Б
+7 (3812) 20-81-97
omsk@circus.ru
Время работы:
Цирка: с 9:00 до 18:00
Кассы: с 10:00 до 19:00
Проезд до остановки «Цирк» или «Трамвайное депо»:
Автобусы: 14, 18, 24, 32, 46, 51, 60, 68, 69, 74, 77, 79, 80, 109, 110, 123.

Троллейбусы: 3, 4, 7, 8, 11, 12.

Маршрутные автобусы: 51, 123, 201, 307, 335, 346, 350, 358, 399, 409, 418, 424, 430, 434, 550, 568, 703.

Трамваи: 2, 4, 8, 9
Построить маршрут
ФКП «Росгосцирк», ОГРН: 1027739272527,
ИНН/КПП: 7702060003/770201001

Омский государственный цирк
+7 (3812) 20-81-27

Директор
Доля Виталий Викторович
+7 (3812) 20-81-27
(добавочный номер 3100)

Приемная
+7 (3812) 20-81-27
(добавочный номер 3105)

Главный бухгалтер
Мачулина Елена Николаевна
+7 (3812) 20-81-27
(добавочный номер 3101)

Заместитель директора
Стефанкив Егор Иванович
+7 (3812) 20-81-27
(добавочный номер 3104)

Специалист по кадрам
Костырева Альбина Александровна
+7 (3812) 20-81-27
(добавочный номер 3108)

Менеджер по работе со зрителями
Медведева Мария Владимировна
+7 (3812) 20-81-27
(добавочный номер 3107)

Менеджер по PR и рекламе
Медведева Мария Владимировна
+7 (3812) 20-81-27
(добавочный номер 1916)

Главный инженер
Максимов Вячеслав Олегович
+7 (3812) 20-81-27
(добавочный номер 3106)

Заведующий хозяйством
Варапаева Елена Владимировна
+7 (3812) 20-81-27
(добавочный номер 3111)

Инженер по охране труда
Собылинский Василий Федорович
+7 (3812) 20-81-27
(добавочный номер 3114)

Фотограф
Барсуков Сергей Викторович
+7 (913) 970-05-33

Заведующая гостиницей
+7 (3812) 20-82-67
(добавочный номер 3140)

"Огни манежа" - администратор гостиницы "Огни манежа"
+7 (3812) 20-82-67
(добавочный номер 3140)

Новости цирка